Адаптивная физическая культура и спорт
Описание курса:
В настоящее время 15% всего контингента обучающихся по состоянию здоровья относятся к специальному медицинскому отделению, 10% имеют инвалидность или полное освобождение от занятий физкультурой. Воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя начальных классов, преподаватели предметных дисциплин и многие другие специалисты находятся перед необходимостью дополнительных профессиональных знаний из области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Цель адаптивной физической культуры - максимально возможное развитие жизнеспособности человека/студента, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования имеющихся в наличии его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Курс включает теоретические и практические разделы , комплексы физических упражнений, виды двигательной активности, методические занятия, учитывающие ограничения возможностей здоровья и особенности занимающихся.
Программа базируется на принципах активного обучения и предполагает реализацию через следующих направлений работы:
-практические занятия по адаптивной физической культуре для студентов с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) с учетом индивидуальных особенностей студентов и образовательных потребностей;
-разработку индивидуальных программ немедицинской физической реабилитации в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья; -разработку и реализацию физкультурных образовательно-реабилитационных технологий, обеспечивающих выполнение индивидуальной программы реабилитации;
-разработку и реализацию методик, направленных на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных после болезни, травмы; обучение новым способам и видам двигательной деятельности; развитие компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий; предупреждение прогрессирования заболевания или физического состояния студента;
-обеспечение психолого-педагогической помощи людям с отклонениями в состоянии здоровья, использование на занятиях методик психоэмоциональной разгрузки и саморегуляции, формирование позитивного психоэмоционального настроя;
-проведение спортивно-массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья по различным видам адаптивного спорта, формирование навыков судейства;
-организацию занятий физическими упражнениями для поддержания (повышения) уровня физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями с целью увеличению объема их двигательной активности и социальной адаптации в среде;
-включение лиц с ограниченными возможностями в совместную со здоровыми занимающимися в физкультурно-рекреационную деятельность (инклюзивную физическую рекреацию);
-привлечение занимающихся к занятиям адаптивным спортом; подготовку студентов с ограниченными возможностями здоровья для участия в соревнованиях/фестивале ГТО; систематизацию информации о существующих в городе спортивных командах для инвалидов и привлечение студентов-инвалидов к спортивной деятельности в этих командах (в соответствии с заболеванием) как в качестве участников, так и в качестве болельщиков.
Адаптивная физическая культура или адаптивная физическая активность (АФА) объединяет все виды двигательной активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей людей с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке.
Будут рассматриваться 3 основные блока вопросов:
- Общая физическая подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивные формы и виды.
- Профилактическая и оздоровительная гимнастика, ЛФК.
- Спортивные игры ( их адаптивные формы).
Аттестация студентов проводится в форме зачета, включает текущую успеваемость и возможность дифференцированной оценки.
Карта критериев оценивания:
Уровень освоения: пороговый (удовл.) 61-75 баллов
Знания средства и методы адаптивной, оздоровительной и прикладной физической культуры и здорового образа жизни
Умения при консультативной поддержке применять средства и методы укрепления здоровья и совершенствования психофизических кондиций
Навыки владения способами обеспечивающими укрепление здоровья, развитие психофизических способностей, необходимых для профессионального и личностного роста.
Уровень освоения: базовый (хорошо) 76-90 баллов
Знания принципов адаптивной, оздоровительной и прикладной физической культуры, спортивной тренировки при физкультурно-спортивной деятельности с лицами с ОВЗ и организации здорового образа жизни
Умения самостоятельно применять средства и методы оздоровления, совершенствования психофизических кондиций
Навыки владения оздоровительными, кондиционными, спортивно и профессионально-прикладными технологиями и методами оценки их эффективности.
Уровень освоения: повышенный (отлично) 91-100 баллов
Знания принципов и места адаптивной, оздоровительной и прикладной физической культуры, спортивной тренировки в общекультурной и профессиональной подготовке лиц с ОВЗ
Умения творчески использовать средства и методы адаптивной физической культуры и спорта для развития психофизического потенциала человека и успешного выполнения социально-профессиональных ролей и функций
Навыки применения оздоровительных, кондиционных, спортивно и профессионально-прикладных технологий с учетом профессионально личностных целей.
Предметы контроля:
Тест
Работа на учебной встрече
Творческая работа
Аналитическая работа
Выполнение комплекса упражнений
Защита проекта