Фантастическая литература

Направление:

Студенты пишут:
интересен глубокий анализ литературных произведений
активным участником каждой дискуссии
достаточно исправно посещать пары
последних пар сделала доклад
достаточно просмотра фильмов

Открыть электив в Модеусе

Описание курса:

«Необычайное» и «невозможное» является объектом интереса как со стороны учёных (литературоведов, лингвистов, историков и пр., в т. ч. естественных и социальных наук), так и со стороны художников. И для исследователей, и для писателей-фантастов ценностью оказывается открытие, выходящее за рамки уже сформулированных законов мира. Динамика фантастического жанра литературы отражает, как в разные эпохи меняется представление о неопознанном в культуре и науке. Рассмотрение инвариантных образов и мотивов в фантастике позволит понять, какое место «фантастическое» занимает в соотношении с «реальным» и «вымышленным» (Ц. Тодоров) и почему «возможные миры» (У. Эко) оказываются точкой пересечения разных областей человеческого знания.

Цель электива «фантастическая литература» — сформировать универсальные компетенции: умение построить индивидуальную траекторию саморазвития, искать и критически оценивать информацию, рассматривать факты в историческом и современном актуальном контексте. Задачи курса: 1) изучить закономерности развития фантастической литературы на основе комплексного литературоведческого анализа художественных текстов; 2) выявить особенности адаптации фантастической литературе в кино, видеоиграх, музыке, живописи; 3) определить основные научные, междисциплинарные подходы в изучении фантастических текстов.

Структура курса опирается на классические исследования фантастики (Ц. Тодоров, Ю. М. Лотман, О. М. Фрейденберг, Е. Н. Ковтун, D. Sander, E.S. Rabkin): каждое занятие посвящено обсуждению одного из возможных критериев «фантастического» и его репрезентации в творчестве писателей разных эпох. В настоящее время изучение фантастической литературы связано с большим числом проблем как теоретического, так и прикладного характера. Необходимость структурировать разные научные подходы к фантастике, а также обозначить перспективные формы изучения фантастической литературы определяют основной вид учебной деятельности на занятиях — дискуссию, а также главную образовательную технологию — problem-based learning.

Во-первых, учащимся предлагается осмыслить статус фантастической литературы: как эстетического канона, отличного от «классического» (М. М. Бахтин); как дискурса, вбирающего в себя черты «публицистического» и «литературного» текстов (А. А. Зубов, Л. М. Рыльщикова, К. В. Худяков); как литературного жанра (Ц. Тодоров) или сверхжанра (И. П. Смирнов); как формулы массовой литературы (Дж. Кавелти) и др. На основе аналитической работы с конкретными литературными текстами учащимся предлагается выбрать наиболее релевантную для современной науки типологию фантастических произведений.

Во-вторых, фантастическая литература связана и с особой ролью читателя в тексте: читатель наравне с автором оказывается участником интеллектуальной и творческой игры (J. Addison). Кроме того, сами писатели-фантасты воспринимаются как «генераторы научных идей» (О. Рымаренко). Опираясь на собственную читательскую рецепцию и на формы репрезентации фантастики в разных медиа (экранизация, комикс, музыкальный альбом и др.), учащиеся определят специфику интерпретации фантастики в массовом сознании. Одной из ключевых проблем курса является связь фантастической литературы с фольклором, классической литературой «вымысла» (Е. Н. Ковтун) и массовой культурой. Для систематизации этих взаимоотношений предлагается использовать интермедиальный и сопоставительный методы анализа текстов. Студентам предстоит рассмотреть, как фантастические сюжеты используются в живописи и кино; какие черты фантастического присутствуют в классических романах; какова национальная специфика фантастического вымысла.

В-третьих, будут выделены характерные для фантастики образы и мотивы. Классификация мотивно-образной структуры текстов, дифференциация элементов «фантастического», «волшебного» и «чудесного» позволит определять черты фантастики в произведениях других жанров. На занятиях будет дана характеристика художественного пространства, которое в фантастике тесно связано со сказочно-мифологической моделью мира (В. Пропп). Выделение ключевых для фантастики образов и мотивов позволит сопоставить авантюрную, философскую, научную фантастику, антиутопию и утопию как фантастические тексты.

В-четвертых, подробно будет рассмотрены выразительные возможности фантастики и, в частности, использующаяся в текстах этого жанра повествовательная стратегия «намека» (Вл. Соловьев). Для того, чтобы осмыслить, чем фантастика отличается от других фикциональных текстов, учащиеся рассмотрят, как в фантастической литературе трансформируется историчность и художественное время (C. Manlove).

В пятых, фантастику можно изучать как материал изучения для остальных научных областей, когда сам предмет обсуждения гипотетичен и ещё не существует. Появляются курсы и учебники, использующие фантастику как линзу для изучения биоэтики (курс Science Fiction and the Ethics of Technology: Sex, Robots, and Doing the Right Thing в Johns Hopkins Berman Institute of Bioethics) и международных отношений (Greenberg M. H., Olander J. D. [eds.] International Relations through Science Fiction) и т. п.

Изучение фантастической литературы связано с большим кругом междисциплинарных проблем. В частности, фантастика позволяет нам проследить, как интерпретируется и редуцируется научное знание в художественной литературе. Анализ форм сатирического и занимательного в фантастической прозе позволяет говорить о её педагогическом потенциале.

Курс состоит из двух блоков: первый блок посвящён теоретическим проблемам изучения фантастических произведений, а также истории фантастической литературы. Во втором блоке предполагается исследовать русские и зарубежные фантастические тексты.

Предлагаемый курс допускает достижение образовательных результатов при обучении оффлайн и онлайн.


Список источников:

Protasov T. A. Inaccessibility in Science Fiction: new approaches to (yet again) defining and measuring fantasticality // PALA 2021. 2021, 7 July. Nottingham.

Protasov T. A. Readerly Immersion into the Text-World of Prisoners of Power by A. and B. Strugatskys // On-line Proceedings of the Annual Conference of the Poetics and Linguistics Association (PALA). 2017. URL: http://www.pala.ac.uk/uploads/2/5/1/0/25105678/protasov_timofei.pdf

Протасов Т. А. Лингвокогнитивные аспекты моделирования возможных (текстовых) миров в фантастической литературе (на материале романа А. Н. и Б. Н. Стругацких «Обитаемый остров») // Множественность интерпретаций: цифровая перезагрузка. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2018.

Протасов Т. А. Реализация фантастического многомирия на материале повести «The Bicentennial Man» А. Азимова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 109-121.

Рогачева Н.А., Дроздова А.О. Язык запаха в мисти-ческом дискурсе про-зы Владимира Набо-кова французского периода // Quaestio Rossica. 2021. Т. 9 № 2. С. 562–575. DOI: 10.15826/qr.2021.2.596. Режим доступа: https://qr.urfu.ru/ojs/index.php/qr/article/download/qr.596/3347

Дроздова А.О. Тип рассказчика-наблюдателя и тема двоемирия в рассказе В. Набокова «Нежить» // Множественность интерпретаций: язык и математика: материалы V студенческой научно-практической конференции ТюмГУ. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. С. 74-78. Режим доступа: https://www.utmn.ru/contin/digest/; http://vk.com/doc-108296482_460070537

Рогачева, Н. А. Пространство Сибири в творчестве Михаила Зенкевича: философия и поэтика / Н. А. Рогачева // Уральский исторический вестник. – 2016. – № 1(50). – С. 49-55.

Рогачева, Н. А. Русская лирика рубежа XIX-XX веков: поэтика запаха : специальность 10.01.01 "Русская литература" : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Рогачева Наталья Александровна. – Екатеринбург, 2011. – 519 с.


Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Лотман ЮМ. О принципах художественной фантастики // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997.

Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Толкин, Дж. Р. Р. О волшебных сказках // Толкин, Дж. Р. Р. Волшебные истории. Хабаровск, 1992.

Ковтун Е.. Мир будущего в современной научной фантастике: специфика художественной модели //Проблемы исторической поэтики. 2016. Т. 4. №. 4. С. 118-135.

Зубов А. А. Аспекты фантастоведения: от исторической поэтики к прагматике жанра //Грани науки. 2015. №. 3.С. 6-10.

Рыльщикова Л. М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. №. 2-1.

Rabkin E. S. The fantastic in literature. Princeton University Press, 2015.

Sullivan C. W. Folklore and fantastic literature //Western Folklore. 2001. Т. 60. №. 4. С. 279-296.

Смирнов И. П. Фантастическое как (сверх) жанр //Новый филологический вестник. 2007. Т. 5. №. 2.

Sandner D. Fantastic literature: a critical reader. Greenwood Publishing Group, 2004.

Cawelti John G., Adventure, Mystery, and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1977.

Лавлинский С. П., Павлов А. М. Фантастическое //Новый филологический вестник. 2011. Т. 17. №. 2.

Рыльщикова Л. М., Худяков К. В. Научно-технический прогресс как категория научно-фантастического дискурса //Lingua mobilis. 2012. №. 6 (39).

Головачева И. В. О соотношении фантастики и фантастического //Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2014. №. 1.

Рымаренко О. С. Писатели-фантасты как генераторы научных идей //Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. №. 6 (27).