Инклюзия и разнообразие в образовании. Образование в ситуации неопределенности и гетерогенности
Описание курса:
Уметь жить среди людей – это важная компетенция. Важно уметь ценить разнообразие людей (по национальности, по менталитету, здоровью и т.д.) и понимать потенциал, ресурс этого разнообразия. Сегодня люди много путешествуют в другие страны, много приезжает к нам – умение толерантно и инклюзивно воспринимать инаковость – важная ценность и компетенция современного человека.
Курс представляет как особую профессиональную значимость для профессионально области Человек-Человек (hard skills). Так значим и для студентов всех направлений подготовки, потому что умение работать в команде, быть инклюзивным (включать и включаться) это относится к soft skills – а значит определяет профессиональную и жизненную успешность современного человека.
Курс формирует готовность к работе в гетерогенных группах. Актуализируется понимание позитивного отношения к совместной деятельности в обучении в условиях разнообразия. Осуществляется становление инклюзивных профессиональных действий на основе индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Цель курса: обеспечение психолого-педагогической подготовки в сфере инклюзивного образования в условиях гетерогенности и неопределенности.
Задачи:
1) Актуализировать понимание разнообразия как ценности. В частности, формируется гуманистическое, экзистенциальное отношение к Человеку в рамках культуры достоинства. Обеспечивается знания био-психо-социальных основ гетерогенности. Формируется понимание принципа доступности образования. Анализируются предрассудки обыденного сознания по отношению к людям с ОВЗ и их проявления в образовательном пространстве.
2) Сформировать методические контексты инклюзии как практики. В частности, анализируются модели и виды инклюзии. Формируется умение адаптации образовательных программ на основе анализа индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
3) Обеспечить пропедевтический этап профессионального становления в области инклюзивного образования. В частности, формируется методологический тренд на универсальный дизайн образовательных программ. Отрабатываются умения организации и реализации обучения на основе индивидуализации образовательной траектории. Обеспечивается формирование инклюзивной культуры личности педагога как профессионально значимого качества.