Как исследовать медиа

Направление:

Студенты пишут:
каждой паре необходимо проявлять активность
разных группах людей — преподаватель вовлечен
рекламы согласно определённым критериям
которое составляет основу проекта
медиа формирует представление

Открыть электив в Модеусе

Описание курса:

проектное обучение

Курс «Как исследовать медиа» даст возможность узнать и применить разные виды аналитических практик к медийному дискурсу: качественный контент-анализ, фрейм-анализ, исследование нарратива, повестки дня и др.

В итоге вы сможете реализовать два проекта собственного индивидуального или группового исследования медиа: в области журналистики, рекламы или социальных сетей (на выбор их итоговая форма - научный доклад, тезисы к научной конференции, научно-популярный контент в виде поста, подкаста или др.).

Он направлен на студентов, интересующихся, как медиа влияют на общество и его знания, как определяют характер общественной коммуникации, конструируют социальную реальность и как становятся продуктом властного дискурса. Медиатизация современного общества предполагает у современного профессионала развитое критическое отношение к медиа, глубокое и всестороннее понимание, как масс-медиа влияют на общественные процессы, на область современных знаний, человеческую коммуникацию.


Цель дисциплины - углубить у обучающихся понимание современных медиа, их связи с культурной, социогуманитарной, экономической и политической областями деятельности, дать для решения общенаучных, так и прикладных задач инструменты качественного, интерпретирующего анализа медийных практик на материале журналистики, социальных медиа, рекламы и PR.


Задачи:

• Развить критическое мышление по отношению к медиа

•Показать специфику медийного дискурса через объективные характеристики медиа и масс-медийной коммуникации

•Представить медиа как источниковую базу для изучения проблем современного общества

•Дать практические навыки научного исследования медиа с целью решения прикладных задач (эффективной медийной коммуникации, воздействия масс-медиа, создание виртуальной медийной реальности или др.)

•В рамках конструкционистского подхода на практике применить методы исследования медиадискурса: качественный контент-анализ, фрейм-анализ, дискурс-анализ, изучение новостной повестки и пр.

•Развить проблемное и проектное мышление, создать научно-исследовательские проекты в виде докладов, тезисов или научно-популярного контента


В течение всего обучения будет вестись лабораторная работа (!!!проектная!!!), в ходе которой вы разработаете исследовательские проекты, также на занятиях надо будет выполнять аналитическую работу, призванную улучшить исследовательские навыки (например, поиск материалов в СМИ с определенной структурой нарратива или подбор новостей по повестке дня), также учитывается работа на учебной встрече (ответы на вопросы, дискуссии и т.п.).


1 исследовательский проект "Как медиа конструируют социальные проблемы" включает темы типа: демография, бедность, домашнее насилие, беженцы и мигранты, люди с ментальными проблемами, экология и пр. Он основывается на теории социального конструктивизма, конструировании социальных проблем с помощью СМИ. Материалом выступают современные СМИ, социальные медиа, паблики.


2 исследовательский проект "Способы и приемы манипулирования в современной рекламе и PR" включает темы типа: Социально-психологические эффекты рекламного дискурса, Маркетинговые и суггестивные стратегии рекламного дискурса, Мифопоэтика и пр. Проект основывается на теории коммуникации, материалом является контент современной рекламы и PR.


Понимать природу и сущность современных медиа, уметь их интерпретировать, владеть базовыми инструментами - существенно повышает качество подготовки специалистов не только в социогуманитарных сферах, но и будущих исследователей, планирующих вести научную и популяризирующею коммуникацию.

Понимать природу и сущность современных медиа, уметь их интерпретировать, владеть базовыми инструментами - существенно повышает качество подготовки специалистов не только в социогуманитарных сферах, но и будущих исследователей, планирующих вести научную и популяризирующею коммуникацию.


Предметы контроля


Работа на учебной встрече предполагает активное обсуждение вопросов по теме, дискуссию, ответ на вопросы, рассуждения и др. подобную форму активности (например, на тему стереотипов и ярлыков в языке СМИ или о том, как разворачиваются метафоры в медиадискурсе). Оценивается в 1 балл, где 2 балла – учитывается глубина проработки полного ответа и высокая/низкая активность. Работа на учебной встрече может быть устной, письменной (ответ в чате в Mайкрософт Тимс) или комбинированная.

Аналитическая работа – необходимо выполнить задание преподавателя в группе или индивидуально, цель которого – анализ медиадискурса, медиапрактики или др. (например, определить формат материала современной рекламы, поиск осуществляется в интернете в различных поисковых системах, на сайтах СМИ и т.п.). Оценивается в 1 балл, иногда в 2 балла, тогда учитывается глубина анализа, объем отобранных источников (более и менее 10).

Выполнение лабораторной работы – проектная деятельность непосредственно на занятии, может включать этапы:

· Подготовка базы данных по теме

· Составление библиографического списка

· Подготовка и сдача отчета по лабораторной работе (непосредственно показ и защита проекта)

При этом на занятии студенты помимо определенного этапа (например, поиск баз данных) дорабатывают и другие вопросы проекта – уточняют исследовательские вопросы, обсуждают формат проекта, план и пр.

За каждый предмет контроля можно получить по факту его наличия 1 балл.


Защита в малых группах или индивидуально проектов (исследование медиадискурса). Критерии оценки:



  • презентация - соответствие формату научного исследования (требования к статье, тезисам, докладу на конференции), 2 балла (частичное, полное)
  • описание дизайна исследования (логичность, структурированность, ясность изложения, иллюстративный материал, доступ к корпусу текстов и рефлексии по поводу этапов работы, ошибок и трудностей), (частичное, в целом соответствие, полное) 3 балла
  • выбора методики - ее релевантности поставленным задачам исследования, теме, проблеме, (частичное, в целом соответствие, полное) 3 балла
  • корпус текстов (объем и соответствие выбора по источнику, количеству, тематике, специфике медиадискурса), (частичное, в целом соответствие, полное) 3 балла
  • результаты и рефлексия (логичные выводы, в которых даются ответы на поставленные исследовательские вопросы, умение объективно увидеть плюсы и минусы своего исследования, мера работы каждого участника проекта) (частичное, в целом соответствие, полное) 3 балла
  • обсуждение (полный ответ на вопросы, конструктивная позиция) (в целом соответствие, полное) 2 балла



Дифференцированный зачет выставляется на основе текущей успеваемости.

Система оценивания – балльная. Если студент набрал необходимое количество баллов, он получает отметку в соответствии со шкалой:

1) 61 – 75 баллов для оценки удовлетворительно;

2) 76 – 90 баллов для оценки хорошо;

3) 91 – 100 баллов для оценки отлично.

Если студент не набрал необходимое количество баллов, он должен выполнить дополнительные задания, чтобы восполнить пробелы в ходе освоения практических занятий.


Варианты заданий

1.Создать и выполнить проект исследования масс-медиа в форме отчета, статьи, цифровой публикации (по выбору).

Осуществить проектную деятельность, отобрав материал исследования по определенному критерию (тематическому, по критерию формата, масс-медийной практики или др.).

Выбрать цель исследования, релевантную дискурсу масс-медиа. Доказать конструируемую природу медийного дискурса, основываясь на теории конструктивизма.

Указать особенности применения в работе подхода, методологии, выбрать основные инструменты исследования (качественный контент-анализ, кейс-стади, исследование нарративной структуры, анализ фрейминга, повестки дня, языковые средства создания дискурса, концепты, метафоры и риторические приемы или др.).

Провести аргументированный анализ выбранного корпуса текстов, защитить проект, логично и доказательно ответив на вопросы о подходе, методологии, материале, проблематике исследования и выводах.

В корпусе текстов должно быть не менее 15 единиц текста публицистического или рекламного (PR).

Анализ проверяется в системе Антиплагиат и должен быть высокой степени оригинальности (не менее 45%).

Если проект групповой, каждый участник отдельно описывает свой вклад, который должен быть равен вкладу остальных участников проекта.


2.Для повышения баллов:

написать эссе об одном из современных направлений в исследовании дискурса масс-медиа (исторический дискурс-анализ общественных и политических идей в масс-медиа, теория фреймов, повестки дня, использовании метафор в политическом дискурсе или др.), сделать обзор научной литературы по теме и доказать его актуальность, основываясь на реферировании современных научных публикаций, минимум десяти (не ранее последних пяти лет).