Кинотренинг (кинотерапия): от восприятия к осмысленности
Описание курса:
Кинотерапия является одним из направлений Арт-терапии. Это метод терапии, в котором участники смотрят короткометражные и полнометражные фильмы, а далее анализируют их в группе. Во время обсуждения проживаются эмоции, происходит самопознание психологических жизненных проблем. В руках специалиста кино становится лекарством для души и трансформатором жизни. Дополнительно участники тренинга получают информацию о психологических феноменах (барьеры, установки), механизмах, принципах и перенимают данный опыт на широкий жизненный контекст.
Курс разработан для обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым по индивидуальным образовательным траекториям. Данный курс не требует специальных знаний по дисциплине. Минимальные, базовые аспекты о психологических феноменах и поведенческих моделях, обучающийся получает во время прохождения курса.
Достижимость образовательных результатов и воспроизводимость используемых образовательных технологий при реализации учебного курса возможен в разных форматах обучения: офлайн, синхронный онлайн, гибридный.
Образовательная технология:
Активные / интерактивные технологии (Active learning).
Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – интенсивная форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса техник, направленных на развитие личности.
Требования к аттестации
Аттестация по курсу предполагает накопительную систему в двух треках.
Трек 1.
Минимально необходимая сумма баллов - 61.
Баллы начисляются за следующие виды работ:
1.Участие в Мастермайнде по темам кино - 5 баллов.
2. Выполнение психологических техник - 3 балла.
3. Заполнение рабочей тетради (ответы на вопросы) 1 часть - общие наблюдения; 2 часть - эмоциональная реакция; 3 часть - киноразбор:
- про что этот фильм для вас? Как вы его поняли? В чем смысл?
- какие вопросы вы можете сформулировать (ответы на которые вам не очевидны; нужно найти то, что вы не поняли)? и т.д. - 2 балла.
4. Итоговое задание (подбор фильма, где главный герой или герой второго плана, является референтной личностью для самого обучающегося, или отражающий его собственную действительность) - 10 баллов
Трек 2.
В случае пропуска занятий, обучающемуся предлагается:
1. Самостоятельный просмотр кино - 3 баллов.
2. Заполнение рабочей тетради (ответы на вопросы) 1 часть - общие наблюдения; 2 часть - эмоциональная реакция; 3 часть - киноразбор:
- про что этот фильм для вас? Как вы его поняли? В чем смысл?
- какие вопросы вы можете сформулировать (ответы на которые вам не очевидны; нужно найти то, что вы не поняли)? и т.д. - 2 балла.
3. Дополнительный разбор одной киносцены, ярко иллюстрирующей центральный психологический феномен темы встречи занятия (в форме встречного текста), далее собеседование по фильму - 5 баллов.
4. Итоговое задание (подбор фильма, где главный герой или герой второго плана, является референтной личностью для самого обучающегося, или отражающий его собственную действительность) - 10 баллов.
Промежуточная аттестация осуществляется на основании суммирования баллов:
Минимальное количество баллов, необходимых для дифференцированного зачета – 61.
Максимальное количество баллов – 100.
В случае, если студент не набрал минимальное количество баллов, необходимых для зачета (0 – 61 балл), с ним проводится собеседование по темам дисциплины.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется на основе рефлексии результатов кинотренинга и оценки всех образовательных продуктов, подготовленных студентом, а также собеседования в конце курса по его содержанию.
При проведении промежуточной аттестации учитывается сумма баллов, полученная студентом при оценивании выполнения текущих заданий.
Текущее оценивание осуществляется на основании образовательных «продуктов», подготовленных в результате выполнения студентом социальных проб:
1) Встречный текст – 0-5 баллов;
2) Рефлексивный дневник (рабочая тетрадь) – 0-2 балла;
4) Участие в Мастермайнде – 0-5 баллов;
5) Самостоятельный просмотр кино – 0-3 балла;
6) Выполнение психологических техник – 0-3 балла;
7) Разбор киносцены – 0-5 баллов;
8) Отчет (итоговое задание) – 0-10 баллов;
Каждый компонент оценивается по следующей шкале:
0 баллов – задание не выполнено;
1-2 балла – задание выполнено неправильно, допущены грубые ошибки;
3-4 балла – задание частично выполнено;
5-6 баллов – раскрыт общий вопрос, но при выполнении допущены существенные ошибки;
7-8 баллов – выполнение задания с несущественными 1-2 ошибками;
9 баллов – выполнение без ошибок в соответствии с заданием;
10 баллов – выполнение без ошибок, творческий подход, содержание шире задания.
Дифференциация по оценкам:
91 - 100 баллов - "отлично"
76 - 90 баллов - "хорошо"
61 - 75 баллов - "удовлетворительно"
0 - 60 баллов - "неудовлетворительно"
Для студентов сумма баллов по итогам работы у которых не превышает 61 балл, проводится дифференцированный зачет в виде устного собеседования по темам кино и вопросам в рабочей тетради. Преподаватель вправе задать студенту 3 основных вопроса из перечня тем кино. При необходимости могут быть заданы уточняющие вопросы по каждому из основных.
Ответы на вопросы оцениваются:
5 («отлично») - студент дает полный, развернутый, аргументированный ответ на вопрос.
4 («хорошо») - студент отвечает по существу, демонстрирует целостное представление по вопросу; не может аргументировать свой ответ либо аргументация не обоснована.
3 («удовлетворительно») - студент отвечает по существу, но не демонстрирует целостного представления по вопросу, не может аргументировать свой ответ.
2 («неудовлетворительно») - студент не ответил на вопрос либо содержание ответа на раскрывает сути вопроса.
Итоговая оценка в виде устного собеседования выводится как средняя арифметическая оценок за каждый из трех вопросов.
Вопросы к зачету:
- Понятие о психотерапевтических концепциях кинотерапии.
- Базовые понятия о свойствах личности и способах их коррекции. Локус контроля / Тревожность / Гиперконтроль.
- Базовые понятия о психологических феноменах. Комплекс Электры / Эдипов комплекс
- Базовые понятия о психологических механизмах поведения. Детско-родительских отношений и способах их коррекции.
- Базовые понятия о психологических установках и способах их коррекции. Предназначение / Смысл жизни / Ценности.
- Базовые понятия о психологических установках, барьерах, моделях поведения и способах их коррекции в контексте: Отношения мужчины и женщины.
- Базовые понятия о свойствах личности и способах их принятия и коррекции в контексте: Теневая часть личности / управление гневом и агрессией.
- Социально-психологические установки личности, экспектации, ведущая мотивация в трудных жизненных ситуациях.
- Социогенные потребности и ресурсы личности.
- Основные эгопозиции личности и их модели поведения.