Миры В. Набокова: не только "Лолита"

Направление:

Студенты пишут:
даёт возможность обсуждать любые моменты произведения
безумно интересно слушать лекционные вставки
анастасия олеговна интересно рассказывает материал
дается возможность заработать баллы
интересно изучать произведения набокова

Открыть электив в Модеусе

Описание курса:

Творчество В. Набокова является объектом анализа не только литературоведов, сформировавших особое течение внутри гуманитарных наук – "набоковиану", но и для исследователей широкого спектра дисциплин: биологов, рассматривающих лепидоптерологические открытия писателя и его взгляды на эволюцию (см. сборники K. Johnson, S. Coates; S.H. Blackwell, K. Johnson); психологов, изучающих особенности авторской синэстезии (S. Day, R.E. Cytowic, C. van Campen, J. Ward, I. Malpas); математиков, исследующих законы неэвклидовой геометрии в романах Набокова (E. O. Harriss, C. Smith, A. Carpenter; S.J. Gould) и др. Творчество В. Набокова имеет уникальный статус в истории мировой культуры: между модернизмом и постмодернизмом; между культурами Старого и Нового Света; между русскоязычным и англоязычным читателем; между классической и массовой литературой. Синкретичность художественного метода Набокова связана со множеством его профессиональных идентичностей (писатель, ученый-энтомолог, педагог, шахматист и т.д.): "Как ученый (а он именно ученый и потому энтомолог, а не наоборот), он каждый день вглядывается в строение мира, а как художник — наблюдал Творение" (А. Битов).

Электив адресован не только студентам-филологам, но и учащимся негуманитарных направлений. Цель электива – рассмотреть, как развивается и трансформируется художественный мир писателя под влиянием его научного, творческого, читательского опыта и практики межкультурной коммуникации.

С одной стороны, структура курса опирается на классические литературоведческие исследования: предлагается подробно охарактеризовать формы моделирования пространства (В.Н. Топоров, М.Ю. Лотман); повествовательной композиции (Ж. Женетт, Б. Успенский); образно-мотивной структуры (М. Гаспаров, Е. Фарино). С другой стороны, в рамках курса будут рассмотрены вопросы, связанные с историко-культурным контекстом (М. Липовецкий, Б. Бойд, A. Appel) и проблемами эмигрантологии (Г. Струве, В. Хазан, И. Каспэ): например, как выявить принадлежность писателя к определенной культурной традиции? как в творчестве В. Набокова решается вопрос о связи индивидуального и коллективного творчества? может ли изгнание, а также смена языка и культуры повлиять на эстетическое мировоззрение? как с помощью языка искусства осмысляется научная картина мира? Рассматривая эти и другие проблемы, учащиеся ознакомятся с творчеством В. Набокова как критика и историка культуры. Широкий спектр проблем, которые планируется затронуть в ходе курса, предполагает обращение к дискуссии как основному виду деятельности на занятиях, а также к самостоятельному междисциплинарнму комментарию как форме итоговой работы студентов.

Задачи электива. Студентам предлагается рассмотреть 1) принципы организации художественного мира и повествования и 2) научную, философскую, металитературную тематику творчества В. Набокова; 3) выполнять квалифицированный литературоведческий анализ художественного текста, в результате чего улучшит свои коммуникативные компетенции, в том числе и в практике построения собственной индивидуально-образовательной траектории; 4) применять знания из разных дисциплин в характеристике художественной литературы и нехудожественных текстов. Первая пара каждой темы посвящена структурно-семиотическому анализу одного произведения В. Набокова. Цель практических занятий – подробное изучение своеобразия художественного мира В. Набокова. На второй паре каждой темы предполагается рассмотреть эстетико-философскую систему Набокова в контексте общекультурных и междисциплинарных проблем, таких, как, к примеру, границы человеческого познания, связь коллективной и индивидуальной памяти и т.д. Цель проблемно-ориентированных занятий – определить место художественной системы В. Набокова в историческом и литературном контексте, выявить ее специфику, а также овладеть приемами анализа художественных текстов, обобщить полученные на практических занятиях знания. Такой алгоритм исследования подсказан художественной и критической практикой самого В. Набокова, который осмысляет чтение и как интеллектуальную игру, и как пристальное наблюдение-исследование, и как со-творчество.

Для данного курса пререквизиты из обещобразовательного блока не требуются.

Курс построен на образовательной технологии active learning. Форма аттестации — дифференцированный зачет (работа на занятиях и оценка самостоятельного междисциплинарного комментария по материалам исследования текстов В. Набокова).


Источники

Дроздова, А. О. Прозрачное в повести В. Набокова «Волшебник» / А. О. Дроздова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanities. – 2020. – Т. 6. – № 3 (23). – С. 78–93.

Дроздова, А. О. Редукция поэтического текста в критическом эссе В. Набокова «Владислав Ходасевич. Собрание стихов» / А. О. Дроздова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2020. – Т.19 – № 2: Филология. – С. 99–110.

Рогачева, Н. А., Дроздова А. О. Язык запаха в мистическом дискурсе прозы Владимира Набокова французского периода / Н. А. Рогачева, А. О. Дроздова // Quaestio Rossica. – 2021. – Т. 9 – № 2. – С. 562–575.

Рогачева, Н. А., Дроздова А. О. Рефлексия собственного и чужого творчества в рассказе «Василий Шишков» и стихотворении «Поэты» В. Набокова / Н. А. Рогачева, А. О. Дроздова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanites. – 2020. – Т. 6. – № 2 (22). – С. 64–78.

Drozdova, A. O., Petrov V. V. Modern Classic in the Web Environment: Narrative Variations of V. Nabokov's Lolita in Fanfiction / A. O. Drozdova, V. V. Petrov // Acta Universitatis Sapientiae, Film and Media Studies. – 2020. – Vol. 18. – № 1. – P. 89–107.

Дроздова, А. О. Запах живописи в рассказе В.В. Набокова «Венецианка» / А. О. Дроздова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2015. – № 5. – С. 156–164.

Дроздова, А. О. Оптика абсурда в рассказе В. В. Набокова «Королек» / А. О. Дроздова // Абсурд, гротеск и фантастика в визуальных измерениях / сост. и ред. В. Я. Малкина, С. П. Лавлинский. – М.: Эдитус, 2019. – С. 122–129.


Appel, A. Nabokov’s Dark Cinema / A. Appel. – New York: Oxford University Press, 1974. – 324 p.

Cytowic, R. E. Synesthesia : A Union of the Senses. 2nd ed / R. E. Cytowic. – Cambridge, London : A Bradford Book; The MIT Press, 2002. – 394 p.

Day S.A. Synesthetes: a handbook. North Charleston, SC: CreateSpace. — 2016. — 143 p.

Dirig, R. Drawing with Words. The Toothwort White and Related Natural History Motifs in Pale Fire / R. Dirig // Fine Lines : Vladimir Nabokov’s Scientific Art / S. H. Blackwell, K. Johnson (eds.). – New Haven, London : Yale University Press, 2016. – P. 201–215.

Gould S. J. et al. No science without fancy, no art without facts: the lepidoptery of Vladimir Nabokov //Lepidoptera News. – 2000. – №. 1. – С. 1-11.

Grishakova, M. The Models of Space, Time and Vision in V. Nabokov’s Fiction : Narrative Strategies and Cultural Frames / M. Grishakova. – Tartu : Tartu University Press, 2012. – 322 p.

Harriss E. O., Smith C., Carpenter A. Geometry in the walnut grove: an applied mathematical approach to art //Journal of Mathematics and the Arts. – 2019. – Т. 13. – №. 1-2. – С. 152-172.

Johnson, K., Coates, S. Nabokov’s Blues : The Scientific Odyssey of a Literary Genius / K. Johnson, S. Coates. – Cambridge : Zoland Books, 1999. – 372 p.

Malpas, I. ‘Time-Twisted Space’: An Exploration of the Synaesthetic Continuum through the Work of Vladimir Nabokov / I. Malpas // Interdisciplinary Science Reviews. – 2019. – Vol. 44. – № 3–4. – P. 361–386.

Аверин, Б. Дар Мнемозины : Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции / Б. Аверин. – СПб. : Амфора, 2003. – 399 с.

Александров, В. Е. Набоков и потусторонность : метафизика, этика, эстетика / В. Е. Александров. – СПб. : Издательство «Алетейя», 1999. – 320 с.

Барабтарло, Г. Сочинение Набокова / Г. Барабтарло. – СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 464 с.

Барабтарло, Г. Я/сновидения Набокова / Г. Барабтарло. – СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2021. – 232

Битов А. Текст как текст. М.: ArsisBooks, 2010. 212 с.

Бойд, Б. Владимир Набоков : американские годы : Биография / Б. Бойд. – СПб. : Издательство «Симпозиум», 2010. – 950 с.

Бойд, Б. Владимир Набоков : русские годы : Биография / Б. Бойд. – СПб. : Издательство «Симпозиум», 2010. – 696 с.

Букс, Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова / Н. Букс. – М. : Новое литературное обозрение, 1998. – 208 с.

Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. — М.: НЛО, 1996. — 352 с.

Глазунова, С. И. Цвет и звук как компоненты критических работ Владимира Набокова / С. И. Глазунова // Вестник Костромского государственного университета. – 2012. – Т. 18. – № 1. – С. 276–279.

Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина : Работы о Набокове / А. Долинин. – СПб. : Академический проект, 2004. – 400 с.

Липовецкий, М. Эпилог русского модернизма. Художественная философия творчества в «Даре» Набокова / М. Липовецкий // В. В. Набоков : Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Том 1. Антология. – СПб. : Издательство РХГИ, 1997. – С. 638–661.

Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М. : «Гнозис», 1994. – С. 11–263.

Струве, Г. П. Русская литература в изгнании / Г. П. Струве; под ред. Р. И. Вильданова, В. Б. Кудрявцев, К. Ю. Лаппо-Данилевский. – Париж, М. : YMCA-Press, Русский путь, 1996. – 448 с.

Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. – М. : Издательство «Искусство», 1970. – 255 с.

Фатеева, Н. А. Интертекст в мире текстов : Контрапункт интертекстуальности / Н. А. Фатеева. – М. : КомКнига, 2007. – 280 с.